1-й шаг. Подготовка
В предыдущей статье мы рассказали, как самостоятельно подобрать ключевые слова, формируя семантическое ядро сайта. Итак, список подобран и отсортирован. Транзакционные, информационные и навигационные запросы распределены по файлам в соответствии с тематикой и частотностью. Теперь нужно встроить ядро в структуру ресурса, определившись с её параметрами.
Основными моментами, задающими позицию сайта в поисковой системе, являются:
- чёткая структура, которая позволит поисковым роботам найти и просканировать все страницы сайта;
- грамотное распределение ключей в разделах интернет-ресурса;
- наличие карты сайта, основанной на логической структуре;
- доступность информации, покрывающей потребности пользователя, удовлетворить которые вы заинтересованы.
Справка! Структура сайта – это совокупность логических связей между разделами, записями и страницами ресурса, их «переплетение» с помощью ссылок (перелинковка) и, как следствие, повышение удобства использования (юзабилити) и релевантности страниц сайта.2-й шаг. Сортировка разделов каталога
Прежде чем приступить к сортировке разделов, нужно выбрать тот тип структуры, который подходит именно для вашего сайта:
- При линейном порядке подчинения разделов ресурса страницы, начиная с главной, ссылаются друг на друга последовательно по логической цепочке. Такой способ ознакомления пользователя с имеющейся информацией подойдёт для маленьких сайтов, работающих по принципу главная страница ⇒ товар (услуга) ⇒ заявка. Продвигается в этом случае только главная страница.
- При блочной структуре каждый раздел ресурса ссылается на несколько равнозначных между собой и на главную страницу, например, от описания продукта пользователь может перейти к его техническим характеристикам и комплектации. Структура этого типа подходит небольшим сайтам, где все разделы связаны между собой. Активно продвигается только главная страница.
- Иерархическая структура сайтов встречается чаще других. Главная страница ссылается на несколько общих разделов, каждый из которых имеет свои ответвления (подразделы). Страницы внутри каждой тематической группы объединяются перелинковкой. Такая структура подходит для создания каталога.
Определившись с типом сортировки, можно приступить к разработке структуры сайта с учётом иерархии его разделов. Самые популярные запросы должны стать основой для определения тематики страниц. Будут ли на вашем ресурсе коммерческие, информационные или технические разделы, зависит исключительно от потребностей вашего бизнеса, специфики ресурса, который вы хотите получить, и интересов целевой аудитории.
Структура сайта не нуждается в чётком соответствии строго установленным правилам. Разделы и подразделы вашего ресурса должны быть логичны и удобны для пользователей и отвечать на все вопросы, которые могут возникнуть у них по вашей тематике.
Если, например, главная страница каталога посвящена продаже холодильников, то её основные ответвления могут содержать информацию в соответствии с подобранными высокочастотными ключами о разновидностях холодильного оборудования и брендах, которые его выпускают. Составляя схему сайта, стоит учесть возможность дальнейшего расширения, чтобы в будущем не пришлось менять его структуру.
3-й шаг. Подразделы
Подразделы рассчитаны на пользователей, которые знают, что они ищут и могут это купить (заказать). Для сайта средних размеров подразделы – это карточки товаров. В приведённом нами в качестве примера каталоге холодильного оборудования в списке товаров присутствуют морозильные камеры разных брендов, моделей и спецификаций.
Распределим запросы по страницам, конкретизируя при каждом последующем шаге информацию: холодильное оборудование (главная) ⇒ морозильные камеры ⇒ морозильные камеры производства X ⇒ модель Y ⇒ спецификация Z модели Y. Перед нами прорисовывается структура каталога холодильного оборудования. Конечная карточка товара содержит полное описание и даёт возможность покупки.
4-й шаг. Информационные разделы
Информационные разделы помогают пользователю сориентироваться в товаре, который вы предлагаете, его способе использования, цене, технических характеристиках, и задержаться в интернет-магазине. Страницы этой разновидности можно разделить на два типа: информация о компании и информация о товарах или услугах, представленных на сайте.
Сведения о компании можно распределить по таким стандартным разделам, как «О компании», «Контакты», «Фотогалерея», «Прайс-лист», «Лицензии», «Партнеры», «Отзывы», «Реквизиты», «Вакансии», «Вопрос-ответ». Информацию о товарах и услугах размещают на страницах, соответствующих ключевым словам, в составе которых есть слова: как, почему, как быстро, виды, результаты, ремонт, принципы работы, настройка, самомому или самостоятельно и т.д.
На основании подобных ключевых запросов несложно понять, что хочет узнать пользователь, и подготовить разделы с учетом его интересов. Отдельную страницу под определённую группу ключей следует делать только в том случае, если пользователь в результате сможет быстрее найти то, что он хочет купить.
Крупные интернет-магазины могут иметь развёрнутую структуру с множеством разделов и подразделов. Для маленьких информационных сайтов больше подойдёт иерархия с уровнем вложенности не больше третьего.
Помимо вышеперечисленного нужно учитывать, что каждая поисковая система выдвигает свои требования к структуре и организации интернет ресурса. Так, например, «Яндекс» предпочитает, чтобы у сайта была xml-карта, которая помогает быстро его индексировать, требует чёткой перелинковки между страницами, разделами и записями и наличия текстовых ссылок.
У каждой записи, по мнению «Яндекс», должен быть индивидуальный URL-адрес. А вот индексирование служебной информации лучше ограничить применением файла robots.txt. «Google» не любит сложных структур и длинных url-адресов и не разрешает, например, при написании URL использовать дефис.